Лаборатория Спецмашин Мета ЭМ

Лаборатория Спецмашин Мета ЭМ

Грани синергетики

28.11.05, Понедельник

Синергетика-мировоззрение

Современное миропонимание представляет собой человеческое стремление к овладению логикой Бытия и Смысла организации и предназначения Мира и Человека в Мире. Синергетика не выступает здесь мировоззренческой панацеей, но она дает возможность качественно нового постижения мира. Мира не только и не столько организованного по правилам человеческого рассудка, сколько Мира “неправильного” или реального с его закономерными процессами и событийными явлениями, где случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость, детерминация и индетерминация, обратимость и необратимость, равновесность и неравновесность, линейность и нелинейность, динамичность и стабильность, свобода и произвол и многие другие взаимно исключающие характеристики не просто соседствует или антагонизируют между собой, но проникнуты друг в друга в любом своем изменении, движении или покое.

В синергетическом мировоззрении мир предстает не только субстанционально - в виде объектов, субстанций, процессов, но и определяется как формообразование, самоорганизация, саморазвитие. Главное здесь - связь, переход, отношение Хаоса (беспорядка) и Космоса (порядка). Синергетическое мировоззрение представляет мир своеобразным динамическим единением хаоса и порядка. При этом мир рассматривается как саморазвивающееся триединство Природы - Общества - Духа в их универсальности, синхронности, тождественности и разнообразии.

Синергетика-методология

Это не переосмысление старых и уже развитых методологий, не их кумулятивное объединение, а разработка качественно новой методологии. Она проявляется:

  • в синтезировании противоположных эвристических доминант и всего процесса познания;
  • в развитии своеобразного стиля научного мышления, в котором в сложнейшем сплаве, монолитности отражаются дивергентные и когерентные, многовариантные и альтернативные, разрушительные и конструктивные, доминирующие и флуктуационные, формализуемые и качественные, обычные и девиантные особенности движений реальных объектов и явлений;
  • в интегрировании исследовательских подходов различных наук в общую синергетическую методологию;
  • в качественно новом понимании хаоса и порядка и проблем выявления механизма их переходов друг в друга;
  • в направленности на универсалистскую исследовательскую позицию и ориентацию преодоления современных форм традиционных разрывов между реализмом и номинализмом;
  • в преодолении раздробленности современного научного знания и попытке воссоздания целостного видения мира;
  • в переориентации познания с “мира ставшего” на становящееся инобытие;
  • в оплодотворении традиционной науки новым понятийно-концептуальным аппаратом;
  • в расширении исследовательского поля современной науки;
  • в интегрировании научных и нетрадиционных средств познания, в поиске общих моментов познания. Существуют и другие черты синергетики, характеризующие ее как методологию современных научных исследований.

Синергетика - научное направление

Дифференциация наук, областей исследования, знаний потребовала поиска интегративной теории, общего механизма, общего организма, выражением которых должны бы выступать все предшествующие воззрения на познание как частное проявление этого общего феномена, но не в философской, абстрактной форме, а в более приземленном, прагматическом виде.

Достижения ядерной физики, генетики, социологии и других новых наук, выявили много общего в объектах, процессах, явлениях самой разной сущности. Во всех научных областей используются в своих изысканиях почти одни и те же подходы, принципы, способы и даже методики. Различные научные концепции и теории оказались не только сопредельными, но во многом совпадающими, пронизанными одними и теми же универсальными целостностями, закономерностями, тенденциями. Не на границе, не на стыке различных научных областей, а в сущностном единстве их общих особенностей и когерентности специфических черт, рассматривающих рождение, развитие и гибель познаваемых объектов и процессов, возникла синергетика как новое общенаучное направление. Синергетика охватывает обширную область междисциплинарных научных исследований о процессах генезиса порядка в хаосе и становлении хаоса из порядка.

Синергетика - наука

Синергетика - наука новая и главное в ней - познание механизма переходов “-хаос-порядок-хаос-порядок-”. Содержание, объем, границы этих понятий (особенно в форме дефиниций) определены не строго, размыты, открыты, не завершены, не четки. Хотя сегодня в синергетике и естественных науках рассматриваются десятки разновидностей хаоса и большое разнообразие форм порядка, но все же это рассмотрение беднее палитры древних и современных мифологических представлений о хаосе и порядке.

Любая наука в своем развитии рано или поздно приходит к исследованию парадоксальных феноменов. Парадоксы в конкретной науке приводят к ее кризису, а кризисы ведут к мощному дальнейшему развитию науки. Так, например, трижды было в математике: появление иррациональности, исчисление бесконечно малых, рассмотрение множества всех множеств. В самой сути синергетики тоже заложен парадокс. Если синергетика наука, то она представляет собой определенную систему знаний. Поскольку это - СИСТЕМА знаний, постольку она всегда так или иначе структурирована. Но синергетика как наука, как структурированная система знаний есть отражение реальных объектов, с которых, как говорил Г.В. Гегель, снимается, “переносится” в научное сознание бытийная структурированная система самого изучаемого объекта. Следовательно, все объекты научного исследования должны быть структурированы. Однако хаос, который мыслители рассматривают с глубокой древности по сегодняшний день, это - беспорядок, в котором не может быть и речи о какой-либо системе или структуре, ибо если в хаосе есть система, структура, то он уже не есть хаос. Такой парадокс представляет собой движение противоречия, как переход хаоса в свое инобытие или становление порядка. Поэтому синергетика - это наука не только и, быть может, не столько о бытии хаоса и порядка, сколько о становлении порядка, о становлении хаоса, об их последовательных переходах друг в друга.

В этой связи понятие системы в синергетике получает дальнейшее развитие. Система - комплекса взаимосвязанных компонентов либо как совокупности взаимодействий, образующих целостность, ибо не только система определяется элементами, но и существование элементов и их взаимодействие определяются системой. Система определяется и организацией, функциональным ее предназначением. Кроме того, система и ее структура оказываются взаимоопределяемыми. Более того, они могут определяться средой как внешней, так и внутренней. И здесь возникает вопрос о самоопределяемости системы через ее среду. Система может определяться процессом (динамическая система) и покоем (стационарная система), как противоположность хаосу и как тождественность порядку, и т.д.

Особенности синергетики как науки состоят в познании реальных, действительных переходов от неструктурированности, от бессистемности, от неопределенности к структуре, к определенности. Важную составляющую синергетического познания образует и рассмотрение обратных переходов - от порядка к хаосу, что наглядно проявляется, например, в теории катастроф, конфликтологии и некоторых других специальных теориях.

Синергетика-теория самоорганизации

Именно в данной области достигнуты большие успехи. В ней исследуются изменяющиеся объекты или, как раньше говорили, “вещи”, “вещи в себе”. При этом под объектом понимается не только нечто вещественное, телесное, природное, но и познаваемые объекты социального (национальность, стоимость, родство и т.д.) и духовного (свобода, вера, знание, совершенство, память, интуиция и др.) порядка, а также явления, процессы, сущность, потенции, состояния (реальные и виртуальные) и др. Главное в самоорганизации - изменяющиеся объекты.

Важным моментом самоорганизации выступает взаимодействие, точнее, мера взаимодействия объекта (системы) со средой. Открытость или закрытость объекта в его взаимной (положительной или отрицательной, прямой или обратной) связи со средой выступают определяющими условиями соответственно либо самоорганизации, либо дезорганизации изменяющегося объекта.

Наряду с рассмотрением внешней среды в теории самоорганизации важно определить влияние внутренней среды на изменяющийся объект. Обычно обе среды и сам объект представляют собой неоднородные изменяющиеся образования. Выявленные неоднородности предстают как пространственные, временные, потенциальные, актуальные, условностные и т.д. локальности, характеризующие конкретный процесс самоорганизации. Если удается определить топологию изменений неоднородностей и локальностей, то процесс самоорганизации можно представить в виде математической модели, которая выражает уже не один, а целый класс или тип, вид самоорганизаций.

Особое место в теории самоорганизации занимает понятие, выражающее состояние или динамику изменяющегося объекта. Неизменные объекты имеют статическое состояние, которое в синергетике практически не рассматривается, хотя, например, в классической механике выделяется специальная дисциплина, называемая статикой. Динамическое состояние многообразно. В теории самоорганизации рассматриваются стационарные и нестационарные, равновесные и неравновесные, устойчивые и неустойчивые, детерминистские (необходимые) и стохастические (вероятностные), симметричные и асимметричные, обратимые и необратимые и многие другие состояния и процессы. Все такие особенности предопределяют и характеризуют переходы изменяющегося объекта из одного состояния в другое, от бытия к инобытию. В частном случае, когда переход от одного состояния к другому управляем, положим, человеком или автоматом, т.е. когда “все” состояния детерминированы, устойчивы, равновесны, симметричны, упорядочены…, синергетика как теория самоорганизации сужается до кибернетики - науки об общих принципах управления и связанных с управлением способов получения, хранения и переработки информации. Однако синергетика даже в виде теории самоорганизации пытается раскрыть суть переходов от хаотических объектов к объектам упорядоченным, с оформленным порядком и далее к другим хаотическим объектам и снова к объектам по-новому упорядоченным и т.д. Поэтому теория самоорганизации шире и емче ставших уже классическими кибернетики, общей теории систем, системного подхода.

Флуктуации (отклонения) рассматриваются как один из основных моментов образования порядка - “порядок через флуктуации”. Флуктуации в одних случаях подавляются, в других - ведут к новообразованиям, в третьих - действуют разрушающе, в четвертых - выступают в качестве образования лишь потенций, в пятых - создают для процесса определенные условия, к примеру, каталитические в химических, ферментационные в биохимических реакциях. Флуктуации приходится рассматривать в связи с неоднородностью, неустойчивостью, неравновесностью, локальностью и множеством других особенностей и параметров взаимодействия изменяющегося (динамичного) объекта со столь же сложными внешней и внутренней средами. Связи указывают механизм конкретного и направленного действия флуктуаций в процессе самоорганизации.

Естественные фракталы - самоподобные образования, структуры - сложнее “идеальных”, математических фракталов - образований, структур с дробной размерностью. Первые - красивы и одновременно “уродливы” из-за множества различных отклонений от идеала. Вторые - бесподобно изящны, эстетичны, но их совершенство только компьютерно, анимационно, выразимо в математически завершенной форме. Поэтому они не жизненны, мертвы, хотя и очень красиво подвижны, особенно на цветном дисплее. Аналогичные парадоксальные противоположности и противоречия проявляются и с действием локальностей, неоднородностей, нелинейностей, асимметричностью.

Но любая математическая интерпретация, любая наилучшая математическая модель все же всегда беднее реального процесса. Да и вся теория самоорганизации не сравнима с реальными процессами. Но без соответствующих моделей нельзя постичь сущность процессов самоорганизации и через них сущности мира.

Синергетика - универсальный язык современной науки

Становление и развитие синергетики как общенаучного направления приводит к ряду новых возможностей в науке:

  • от изучения отдельных предметов, явлений и процессов к целостным системно-структурным образованиям различной природы, сущности;
  • от рассмотрения бытия к анализу становления изменяющегося объекта, а затем к соединению “становящегося” и “ставшего”;
  • процесс образования “потенциального” и переходов его в “актуальное”;
  • знание из устоявшегося положения “застывших” истин, характерных для отдельных дисциплин в сферу когерентного научного общения (к примеру, сравнить “истины” об эволюции в термодинамике, биологии, социологии с результатом синергетического анализа эволюции);
  • понимание сложности объектов и процессов;
  • в научном общении своеобразное синергетическое мышление - проявление известной взаимообусловленности языка и мышления;

Синергетика - идеология

Обнаруживаются два основных направления. Одно связывается с “синергетической” критикой экономических, социально-политических и духовных процессов. Появления мифотворений, субъективного конструирования виртуальностей - мнимых реальностей, иллюзий, которые предстают не просто случайными заблуждениями, а определенной формой социального мышления, поведения, действия.

Второе - синергетический понятийно-концептуального аппарата в творческом противоборстве ученых различных научные методологий. Здесь синергетика как идеология имеет философско-методологический, мировоззренческий и общенаучный характер.

В качестве идеологического феномена синергетику можно рассматривать и в иных ракурсах. У части ученых синергетика отождествляется с определенным вкусом к новому парадигмальному подходу в науке и определяет своеобразный синергетический стиль научного мышления. Существует специфическая синергетическая мода среди научных работников. Конечно, здесь имеется в виду мода в сфере творческой деятельности исследователей.

Синергетика и философия

Центральное место в синергетике занимают понятия “хаос” и “порядок”. Однако ни эти ключевые, ни общенаучные синергетические понятия не получили пока философского осмысления, не приобрели статуса философских категорий и не вошли в систему философских понятий и дефиниций. Хотя нефилософские понятия “хаос” и “космос” исторически не менее древни, чем философские категории “материя”, “форма”, “идея”. Налицо разрыв между естественнонаучным, социогуманитарным и философским знанием и образованием. Пока же представители этих трех областей знания не узнают друг в друге себе подобных.

Ставится вопрос о трансформации синергетики и синергетического подхода в философию самоорганизации. Эта новая “философия” отсекает для себя очередную порцию от философии. Сегодня каких уж только “философий” нет?! Это - философия природы, социальная философия, философская антропология, философия жизни, философия истории, философия духа, философия культуры, философия науки, философия искусства, философия морали, философия права, философия религии, “философия чувства и веры”, философия образования; даже кое-где есть “философия товарно-денежных отношений”. Такое распыление неминуемо приводит к утрате своеобразия и целостности объекта, предмета, методов мудрствования - философского постижения мира, что непременно приведет к “кризису” философии. Как это ни покажется странным, но начало такому процессу современной “деградации” философии положил своими “философиями” природы, истории, религии, права и духа великий Г.В. Гегель. Его подход был искусственным и противоречил естественному процессу, если так можно выразиться, отпочковывания от философии конкретных наук.

Объект философии - Мир как триединства Природы-Общества-Духа - и предмет философии - всеобщие законы развития Мира. При распылении философии на “специальные философии” утрачивается действительно философское рассмотрение ее всеобщего объекта - Мира - и предмета - наиболее общих законов развития Мира. В разъединенных “специальных философиях” философского постижения такого объекта и предмета нет и быть не может. При всей своей “философовости” “философия права” не рассматривает и не может рассмотреть природу, а “философия природы” - социум и т.д. Все, что утрачивает современная философия, пытаются восполнить общенаучные дисциплины и подходы. XX век богат примерами таких попыток: “Тектология” А.А. Богданова, общая теория систем, кибернетика и, наконец, синергетика.




Размер шрифта:
Smallest text sizeMedium text sizeLargest text size
 
Войти | Сделано в Балтийской Мультимедиа Группе | © Мета ЭМ 2005 | Продукция сертифицирована
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100ElectroMotors.RU Электродвигатели Promportal.Ru :: рейтинг сайтов рынок оборудования - Журнал для тех кто ищет оборудование AGRO.NET.RU - Аграрная Баннерная Сеть Рассылка 'Электропривод Weekly' Content.Mail.Ru Международный портал  - Электродвигатели